Мифы ProZorro: кто прав, а кто ошибается

Система закупок ProZorro не раз выигрывала престижные международные конкурсы. Действительно ли она приносит большую экономию бюджета и не имеет лазеек? VoxUkraine и Центр совершенствования закупок проверили это.
В 2015 году была запущена система электронных госзакупок ProZorro. В 2016 году она стала обязательной для государственных заказчиков при закупках свыше 200 тыс грн для товаров и услуг и более 1,5 млн грн для работ.

Объемы экономии, роста конкуренции, условия закупок и коррупционные риски — все это стало предметом оживленных дискуссий в течение последних трех лет.

Премьер-министр Владимир Гройсман хвастается успехами, а эксперты, представители местного самоуправления и некоторые чиновники указывают на недостатки ProZorro. Есть система мощным инструментом борьбы с коррупцией? В фактчеку — 11 мифов о одну из самых успешных реформ в Украине. Правда. На первый взгляд, показатели роста выглядят впечатляющими. Однако они не сравнивают объемы всех публичных закупок двух периодов, а объем закупок, который проводился с использованием новой системы ProZorro в первые месяцы ее работы и через год функционирования.

На такие же показатели ссылался заместитель министра экономики Максим Нефедов. Их можно увидеть в публичном модуле аналитики BI.

1 апреля 2016 года тогда пилотная система ProZorro стала обязательной для всех надпороговых закупок, а также рекомендованной для допорогових закупок центральных органов исполнительной власти и естественных монополий в собственности государства. В августе 2016 года система стала обязательной для всех учреждений и предприятий, на которых распространяется действие закона о публичных закупках.

Соответственно, количество торгов, участников торгов и суммы выросли из-за того, что закупки, которые ранее проводили через портал tender.me.gov.ua начали проводить через ProZorro, а также из-за того, что увеличилось количество тех, для кого использование ProZorro стало обязательным.

Кроме того, показатели за август 2017 года являются накопительными. Они учитывают закупки в пилотном режиме и неуспешные процедуры. Преувеличения. Номинальная экономия — это простой и понятный показатель, который автоматически рассчитывает система. Поэтому он фигурирует во всех отчетах ProZorro.

Вместе с тем, поскольку покупатели склонны завышать ожидаемую стоимость, показатель номинальной экономии, который рассчитывается как соотношение ожидаемой стоимости и стоимости по результатам аукциона, может быть некорректным.

Однако можно утверждать, что обновленные тендерные процедуры в новой системе — электронный аукцион — позволяют получить более выгодное предложение.

Исследования КШЕ показало, что аукцион ProZorro, даже при условии завышенной ожидаемой стоимости, обеспечивает более выгодную цену по сравнению с неконкурентным процедурам. Так, на рынке газа дополнительная экономия составляет 4%.
Манипуляция. Каждый участник надпороговои конкурентной процедуры может ее обжаловать в АМКУ. Если жалоба правильно оформлена и за нее уплачена комиссия — 5-15 тыс грн в зависимости от предмета закупки, комитет должен ее рассмотреть.

В случае закупки сканеров для таможни, о которой вспоминает премьер, на тендер подалось восемь компаний. ДФС дисквалифицировала шесть из них и допустила к аукциону две. Один из дисквалифицированных участников подал жалобу, и АМКУ подтвердила, что это было правильное решение.

Она также отметила, что один из допущенных к тендеру участников должен был быть дисквалифицированным. В итоге на тендере остался один участник и закупку отменили. С подробным описанием решения АМКУ можно ознакомиться здесь.

Итак, тендер сорвался из-за некачественную подготовку участниками документов. АМКУ лишь подтвердил этот факт после того, как к нему поступила жалоба.

Решение АМКУ может быть обжаловано в течение 30 дней со дня его обнародования в электронной системе закупок. ДФС этим правом не воспользовалась, то есть невозможно утверждать, что решение АМКУ были ошибочными.

Оставить ответ

Обязательные поля помечены*